Рассмотрено на пед.совете Утверждено «_____» ________ 2009г.
«_____» ___________ 2009г. директор школы ______Шаркова М.Н.
Положение
о службе комплексного сопровождения обучающихся
- Общие положения
Настоящее положение определяет основу деятельности службы комплексного сопровождения в школе (далее служба).
Служба предназначена для осуществления процесса психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся школы.
Деятельность службы позволяет:
реализовать особый вид помощи обучающимся, ориентированный на обеспечение эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков в ходе образовательного процесса;
оказывать содействие в разработке и реализации программы развития образовательного учреждения с целью совершенствования условий обучения и воспитания обучающихся;
создавать комплексные профилактические и коррекционные программы, направленные на преодоление психолого-педагогических и медико-социальных проблем воспитанников.
В службу входят педагог-психолог, социальный педагог и медицинский работник школы.
Руководство службой осуществляет ее руководитель, назначаемый приказом директора школы. Все специалисты службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению обучающихся в соответствии со своими должностными обязанностями. К деятельности службы комплексного сопровождения могут привлекаться административные работники школы: учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования детей, родители обучающихся и другие заинтересованные лица.
В своей деятельности служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей: Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией ООН о правах инвалидов, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законами РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Правительства региона, приказами и инструкциями Министерства образования и науки РФ, департамента образования региона; этическими кодексами психолога, социального педагога, уставом образовательного учреждения и настоящим положением.
Основными принципами работы службы являются:
- приоритет интересов ребенка;
- непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения;
- рекомендательный характер оказания помощи и услуг.
- Цели и задачи службы
Цель деятельности службы заключается в организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности.
Задачами службы комплексного сопровождения являются:
- защита прав и интересов личности обучающегося, обеспечение безопасных условий его развития и обучения;
- квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития обучающихся с целью как можно более раннего выявления специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии;
- оказание поддержки обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения и социализации: реализация программ преодоления трудностей в учебе, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- содействие в выборе образовательного и профессионального маршрута, включающее участие специалистов службы в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся;
- развитие психолого-педагогической и медико-социальной компетентности всех участников образовательного процесса;
- содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;
- оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов;
- ведение консультативно-просветительской и профилактической работы среди обучающихся, педагогов, родителей;
- пропаганда здорового образа жизни.
- Организация деятельности службы
Состав специалистов службы определяется целями и задачами образовательного учреждения. Специалисты службы организуют свою деятельность в соответствии с принципами, перечисленными в п. 1.7. настоящего положения.
Основными направлениями деятельности руководителя службы комплексного сопровождения являются:
организация перспективного и текущего планирования деятельности службы;
обеспечение выполнения требований нормативно-правовых актов к содержанию и результатам комплексного сопровождения участников образовательного процесса.
Руководитель службы выполняет следующие функции:
- координирует работу специалистов службы комплексного сопровождения по выполнению годового и текущего планов деятельности, коррекционно-развивающих программ;
- организует и совершенствует методическое обеспечение процесса сопровождения;
- снабжает специалистов службы необходимой информацией по вопросам нормативно-правового обеспечения, повышения квалификации;
- организует работу по созданию и обеспечению условий для оказания комплексной помощи участникам образовательного процесса;
- осуществляет контроль качества и эффективности оказываемой участникам образовательного процесса психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- участвует в организации и проведении аттестации специалистов службы;
- проводит проблемный анализ процесса сопровождения и результатов деятельности специалистов службы;
- вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;
- в конце учебного года представляет отчет о работе службы директору школы.
Решение о сопровождении ребенка и его семьи принимается совместно всеми специалистами службы на совместном заседании.
Служба взаимодействует с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты, органам опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими помощь образовательным учреждениям в воспитании и развитии обучающихся (воспитанников).
- Основные направления деятельности службы
К основным направлениям деятельности службы относятся:
4.1. Психосоциальная диагностика:
- Проведение исследований социально-психологического климата образовательного учреждения;
- Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении;
- Выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации обучающихся;
- Выявление реальной и потенциальной групп социального риска;
4.2. Психокоррекционная работа:
- Совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога и фельдшера школы по разработке психокоррекционных программ воспитания;
- Организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди обучающихся их родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных особенностей участников образовательного процесса;
4.3. Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности;
4.4. Психологическое и социально-педагогическое консультирование:
- консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений;
- помощь обучающимся и их родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации;
- консультирование педагогов, других работников образовательного учреждения, специалистами органов опеки и попечительства. Управления внутренних дел, учреждений социальной защиты, здравоохранения, комиссии по делам несовершеннолетних по вопросам воспитания и обучения несовершеннолетних;
4.5. Исследование социума образовательного учреждения и микрорайона с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;
4.6. Социально--педагогическая и психологическая профилактика:
- профилактика возможных неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса;
- предупреждение явлений дезадаптации воспитанников, фактов асоциального поведения;
- разработка рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей и подростков;
- пропаганда здорово образа жизни;
4.7. Организационно-методическая деятельность:
- анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов исследований;
- участие в работе методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и обучения;
- участие в разработке и реализации программ оздоровления обучающихся с учетом состояния их здоровья;
- организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками;
- формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению обучающихся;
4.8. Выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних.
- 5.Документация службы комплексного сопровождения
5.1. Документация службы подразделяется на документацию, единую для всех специалистов, и документацию отдельных работников.
5.2. К единой для всех специалистов службы документации относятся:
- Перспективный и годовой планы работы, утвержденные директором школы;
- График работы специалистов, утвержденный директором школы;
- Социальный паспорт учебного заведения;
- План-график тематических групповых консультаций и консультаций для отдельных категорий родителей;
- Проекты по наиболее актуальным направлениям деятельности;
- Программы занятий;
- Карты психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, нуждающихся в комплексном сопровождении;
- Список детей, нуждающихся в сопровождении
- Годовой анализ работы службы комплексного сопровождения
5.3.Отдельными специалистами службы ведется служебная документация в соответствии с их должностными инструкциями и положениями о кабинетах, утвержденными директором школы.
- 6.Ответственность специалистов службы
В установленном законодательством РФ порядке специалисты службы несут ответственность за:
6.1. неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка учреждения, законных распоряжений руководителя службы и иных локальных нормативных актов, а также своих должностных обязанностей;
6.2. жизнь и здоровье обучающихся во время проведения занятий с ними;
6.3. необоснованное вынесение заключения по результатам обследования обучающегося в рамках своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего;
6.4. соблюдение прав и свобод личности обучающегося;
6.5. конфиденциальность полученных при обследовании материалов;
6.6. ведение рабочей документации и ее сохранность;
6.7.соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности;
6.8. сохранность рабочего места и вверенных материальных ценностей.